0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Писанкарство. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Содержание

Русские народные ремесла

Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.

Изделия мастеров ценны не только материалами, из которых они производились и уникальными технологиями их обработки вручную, в них прослеживаются нравы, уклад и традиции всего народа.

Основные ремесла русского народного промысла:

Вологодское кружево

Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.

Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.

Павлопосадские платки

История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.

Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.

Оренбургский пуховый платок

Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.

Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.

Русская матрёшка

Исконно русская матрешка впервые увидела свет в Сергиевом Посаде в конце XIX века. Изготовлена она была из дерева токарем Василием Звездочкиным. Фигурки, которые вставлялись одна в другую, разрисовал Сергей Малютин.

Читать еще:  Как приготовить хумус — 5 пошаговых рецептов

Первый экземпляр будущего символа России в виде круглолицей девушки с багряным румянцем состоял из восьми кукол. Самая маленькая представляла собой младенца.

Гусевский хрусталь

Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.

Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.

Старинные ремесла: 5 мест на карте России

В ылепить глиняную игрушку, сплести липовые лапти или расписать поднос? Приглашаем вас в виртуальный тур по городам и селам, где традиции народных промыслов передаются по наследству. Знакомимся с уникальными ремеслами и #отдыхаемвРоссии.

Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»

Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня — микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. Знакомый нам облик дымковские игрушки приобрели в XIX веке: их стали расписывать характерными пестрыми узорами.

Туристы обычно приезжают в Дымково летом или осенью: весной здесь случаются паводки. В «вятской Венеции», как называют слободу местные жители, проходят фестивали, конкурсы, концерты, а также мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа дымковчане отмечают Спасов день — главный праздник слободы.

В Кирове работает музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут узнать историю старинного промысла, встретиться с мастерицами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки.

Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»

Мастера гончарного промысла из села Коровино использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира, Суздаля, Мурома и Павлова.

По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов.

Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу. Туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам.

Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы

Деревушка Жостово, которая находится недалеко от подмосковного города Мытищи, знаменита росписью по металлу. С начала XIX века жостовские мастера покорили Российскую империю подносами с живописными букетами.

Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы. Их украшали особой — «жостовской» — росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю.

Читать еще:  Как приготовить идеальную брускетту: 8 крутых рецептов

Сегодня в Жостово все напоминает о старинном промысле: даже таблички на фасадах зданий и дорожные указатели выполнены в виде подносов. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи. В единственном в мире Музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой.

Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация

Дагестанское селение Кубачи известно своими традиционными промыслами. «Златокузнецы» изготавливают кольчуги, украшения, посуду из разных материалов: стали и железа, серебра и бронзы, кости и рога. Их инкрустируют цветными металлами. Орнаменты на изделия наносят специальными острыми инструментами, потом в насечку маленьким молоточком вбивают золотую или серебряную проволоку. Самый популярный у ювелиров узор — традиционный растительный, но в декоре используют и геометрические элементы, изображения животных и птиц, национальные орнаменты.

При Кубачинском художественном комбинате работает музей. Здесь хранится сабля персидского полководца Надир-шаха, произведения искусства работы известных местных мастеров и изделия с советской символикой. Изделия кубачинских «златокузнецов» хранятся в Государственном историческом музее и Эрмитаже, а за рубежом — в Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон).

Село Преображеновка (Липецкая область) — липовые лапти

Главным промыслом села Преображеновка (Липецкая область) были лапти из липового лыка. Волокнистую часть коры здесь заготавливали дважды в год. Ее высушивали и хранили, скатав в мотки. Когда мастера не были заняты на сезонных полевых работах, они распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти. Обувь, созданная в так называемой технике косого плетения, была аккуратной и прочной, покупать ее приезжали из многих окрестных сел и деревень.

Лапти в Липецкой области носили вплоть до середины ХХ века. Как вспоминают местные жители, в военные годы и сразу после войны выбора не было. Сегодня лапти изготавливают только на заказ — для фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.

Материал подготовлен порталом «Культура.РФ» и фондом «Перспектива» в рамках Всероссийской акции Общественной палаты РФ #отдыхаемвРоссии.

Карельские народные промыслы

Народные промыслы карелов можно традиционно разделить на женские: вышивка, ткачество, шитье, прядение, вязание; и мужские: кузнечное дело, резьба и роспись по дереву, изготовление глиняной посуды, плетение из бересты.

Роль народных промыслов Редактировать

Народные промыслы Карелии уходят глубоко корнями в историю карельского народа и отражают его самобытность, мировоззрение, религию, особенности быта и традиции. Исторически развитие ремесел было обусловлено необходимостью создавать предметы быта и товары для обмена на нужные в хозяйстве вещи. Впоследствии народные промыслы приобретают также культурный, эстетический смысл. В настоящее время для современного человека это связующая с прошлым нить, позволяющая ощутить свою причастность к опыту предков и передать генетический код своего народа последующим поколениям.

Читать еще:  Жареная морковь с луком на зиму

Народные промыслы карелов можно традиционно разделить на женские – требующие терпения, кропотливого труда, красоты и изящества исполнения: вышивка, ткачество, шитье, прядение, вязание; и мужские – требующие выносливости и силы: кузнечное дело, резьба и роспись по дереву, изготовление глиняной посуды, плетение из бересты.

Заонежская вышивка Редактировать

Заонежская вышивка – выдержанная и лаконичная, где изобразительные мотивы — растения, птицы, животные, человек – выполнены в стиле строгой геометрии. Это неповторимый способ украшения изделий бытового назначения – скатертей, полотенец, одежды и иных принадлежностей. Каждое вышитое изображение имело свой тайный смысл, служило оберегом, отпугивало злые силы. Очень часто в вышивке присутствует восьмиконечная звезда. Традиционно цветовое исполнение вышивки — красным по белому льняному фону, без использования других цветных нитей – связано со значением красного цвета в языческом культе древних карелов – символом солнца, цветом жизни.

Имена художников из народа в своем большинстве оставались неизвестными. История сохранила нам лишь два имени талантливых мастериц-вышивальщиц: заонеженки Евдокии Павловой и олончанки Татьяны Риккиевой, награжденных на Всемирной выставке в Париже 1900 года большими серебряными медалями и похвальными отзывами [2].

Резьба по дереву и плетение из бересты Редактировать

Главным богатством карелов всегда был лес, поэтому у древних мастеров не было недостатка в благодарном и отзывчивом материале для ремесла. Резьба по дереву имела как практическое назначение – изготовление предметов утвари, игрушек, оберегов, так и эстетическое – украшение экстерьера дома, рукояток ножей, ложек и прочих предметов быта. Уникальные по своей красоте поделки получались из карельской березы.

Высоко ценились в Карелии и за ее пределами изделия из карельской березы Космозерского мастера Е. Е. Клюхина, деревянные резные блюда и трости, искусно выполненные кижанами А. Ефимовым и Е. Зайцевым, деревянные инкрустированные ларцы и шкатулки олонецких мастеров И. А. и В. И. Титовых. Значительную известность получили росписи по дереву космозерских живописцев-орнаменталистов М. И. и И. М. Абрамовых и деревянная резная игрушка Н. Парамонова.

Приобрел в Карелии широкое распространение и такой общерусский промысел, как плетение из бересты. Бересту заготавливали летом, а зимой создавали из нее красивые и необходимые в быту вещи – корзины, кошели, бутыли, футляры для ножей, лапти и пр.

Связь поколений через ремесла Редактировать

В силу исторических и географических факторов художественное творчество карельского народа и его промыслы развивались и обогащались под влиянием народа русского. Тем не менее, принимая русскую культуру, карельский народ бережно сохранил в своем творчестве и донес до наших дней неповторимые черты своей национальной самобытности и своеобразия. Через приобщение к карельским ремеслам жители и гости Карелии смогут ощутить культурное единение с нашими предками, почувствовать духовную связь с ними. Также современное развитие карельских народных промыслов напрямую связано с ростом туристической привлекательности Республики.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector